ЭКСПЕРТНЫЙ ОТЗЫВ
о
диссертации Пахаревой Т.А. «Акмеистические тенденции в русской поэзии последних
десятилетий ХХ − нач. ХХI вв.», представленной на соискание научной
степени доктора филологических наук по специальности 10.01.02 – русская литература
(Симферополь, 2006).
Рецензируемая работа свидетельствует о
творческой смелости Т.А. Пахаревой, взявшейся в одиночку осмыслить, а в
какой-то степени и переосмыслить, литературный процесс всего ХХ в. Особые
трудности, стоявшие перед соискателем, были обусловлены тем, что рассмотренные
в работе художественные феномены − творчество поэтов второй половины и
особенно конца ХХ в. − это живая, пульсирующая ткань, которую практически
невозможно рассматривать сквозь призму отстранения и остраннения.
И тем не менее соискатель успешно справилась с этими трудностями. Однако
содержание работы наводит на некоторые размышления, которые − при желании
− могут быть интерпретированы в качестве критических замечаний, а при
нежелании (к чему я склоняюсь) − как медитации по поводу.
Итак, − медитации по поводу.
Соискатель говорит о ценностном пространстве, ценностной системе акмеизма,
основными параметрами которой являются историзм, этикоцентризм и
культуроцентризм. Думается, точнее было бы говорить не о ценностном, а содержательном
пространстве акмеизма, а историзм, этико- и культуроцентризм назвать не
параметрами, а категориями: понятие параметр ориентировано более на
формальные признаки, а категория − на содержательную сущность.
Постулат о единстве формы и содержания,
гласящий, что содержание всегда актуализируется в специфической для него форме,
никто до сих пор не отменял. Однако соискатель трактует акмеизм как
эстетическую парадигму внестилевого характера с незакрепленными формальными
признаками. Иначе: содержательное пространство акмеизма, по мнению
соискателя, репрезентируется содержательными же феноменами −
историзма, этико- и культуроцентризма. Из этого следует, что ценностная система
акмеизма оказывается очень нечёткой, зыбкой и аморфной, чего не отрицает и сам
соискатель. И тогда возникает подозрение, что попытка интерпретации
этого пространства соискателем может оказаться необъективной, искусственно
втиснутой в прокрустово ложе исследовательской концепции. О каком же тогда
(цитирую) «специфическом поэтическом языке катастрофического времени»
идет речь? Думается, что названные категории поэтической идеологии акмеистов
являются художественными универсалиями − их можно обнаружить и в других
литературных направлениях и жанрах.
Завершая свои медитации, хочу
сказать, что, читая работу соискателя, я испытывала эстетическое наслаждение:
прекрасный научный слог, адекватно отражающий тончайшие движения сложнейшей
исследовательской мысли. Высокий уровень культуры мышления, глубокие знания в
области рассматриваемой проблемы и смежных сфер культуры, прежде всего −
философии и психологии искусства, блестящее владение
концептуально-терминологическим аппаратом своей исследовательской области,
исчерпывающее знание поэтического дискурса 19−20 вв. − вот
несомненные достоинства соискателя, которые достаточно полно репрезентированы в
его работе.
Рецензируемая диссертационная работа
рекомендуется к защите.
Эмирова А.М. – доктор филологических
наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, заслуженный
работник образования и науки АРК.
11 марта 2006.